Мозжечковая стимуляция
ПРОГРАММА МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ LEARNING BREAKTHROUGH KIT (BALAMETRICS)
МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – ЧТО ЭТО?
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО СТИМУЛИРОВАТЬ ИМЕННО МОЗЖЕЧОК?
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?
Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена. Многие исследователи теперь считают, что мозжечок – это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок – самый быстродействующий в мозге механизм, ведь в нем содержится 50% всех нейронов мозга. Именно поэтому он так быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других отделов мозга и в целом определяет скорость работы всего мозга. Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и за регуляцию эмоций и внимания, а также за развитие умственных способностей.
Мозжечок – диспетчер нашего мозга, он перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, проводит коррекцию и автоматизирует все функции в организме. Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут возникать в результате гипоксии (кислородная недостаточность) и родовой травмы (стремительные роды или длительный безводный период, затяжные роды).
В дальнейшем нарушение функций мозжечка может проявляться снижением мышечного тонуса, нарушением координации, равновесия, неуклюжестью движений, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, замедленным формированием двигательных навыков (в т.ч. навыки чтения, счета, письма), затруднениями в восприятии новой информации (трудности школьного обучения).
Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Для улучшения мозжечковых функций используются упражнения для непосредственной стимуляции мозжечка через вестибулярный аппарат и за счет тренировки чувства ритма.
В результате более чем 30-летних исследований и наблюдений, группа американских ученых под руководством Френка Бильгоу разработала уникальную программу мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция – это набор лечебно-профилактических и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка. С тех пор она хорошо себя зарекомендовала и позволяла добиться высокой эффективности и положительной динамики в работе с детьми при:
• нарушении координации движений, моторной неловкости;
• нарушении внимания;
• гиперактивности;
• нарушениях аутистического спектра;
• нарушении устной и письменной речи;
• проблемах с овладением школьными навыками;
• дисграфии, дислексии;
• ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ.
ПОКАЗАНИЯ
Мозжечковая стимуляция нацелена на ускорение развития речи, улучшение концентрации внимания, нормализацию поведения и, как следствие, на решение проблем с успеваемостью в школе. Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, стимулировать развитие памяти. Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога. Метод мозжечковой стимуляции рекомендован пациентам со следующими проблемами:
• аутизм и расстройства аутистического спектра
• синдром Аспергера;
• алалия;
• синдром дефицита внимания;
• снижение памяти;
• проблемы обучения;
• гиперактивность, повышенная возбудимость;
• поведенческие расстройства;
• задержка речевого развития;
• задержка психического развития;
• дисграфия;
• дислексия;
• диспраксия;
• центральное нарушение слухового анализа;
• расстройство сенсорной обработки;
• нарушение походки;
• нарушение осанки;
• нарушение моторики;
• нарушение работы вестибулярного аппарата;
• нарушение координации движений.
В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как «прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере – балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу. Занятия напоминают лечебную физкультуру: стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности. Занятия можно начинать в возрасте 3-4 лет, продолжительность занятий 30 минут.
КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЮТ ТРЕНИРОВКИ НА БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКЕ?
В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая моторика. Занятия помогают развитию речевых навыков и математических способностей, как следствие у пациентов улучшается успеваемость, память, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье. Стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.
Занятия по мозжечковой стимуляции проводятся индивидуально, упражнения подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, коррегируются по степени освоения упражнений. Занятия проводятся детям с 3-4 лет 3 раза в неделю.
В результате проводимых тренировок улучшается внимание, память, снижается импульсивность, увеличивается скорость обработки информации ЦНС, быстрее формируются навыки, формируется речь, повышается школьная успеваемость.
Занятия по мозжечковой стимуляции повышают эффективность проводимых коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, психологом.